Даниил Конторович. Гармония в фотографии

ZynUaEslM4E.jpg

Фотограф Даниил Конторович о том, как создать хороший портрет, почему стоит развиваться в разных жанрах и иногда быть ближе к природе. Для читателей журнала В.Д.О.Х. автор поделился уникальными арт-фотографиями из серии «Момент и вечность».

-Даниил, очень интересные фото из путешествий в Индию и Непал, они очень живые, реалистичные. Цепляют взгляд внешние несовершенства героев, расскажи подробнее об этом приеме?

Почему ты считаешь, что герои на этих фотографиях не совершенны? Для меня красота этих людей заключается в их искренности, открытости. Здесь не очень корректно употреблять слово «прием» - я пытаюсь отразить суть без каких-либо ухищрений. Истина всегда проста!

-Видела твое фото пожилой женщины с комментарием «свет от сердца», ты это имеешь ввиду?

Да, комментатор попал в точку! Фотография по свету абсолютно не классическая: рот женщины поваливается в тень, глаз практически не видно, но при этом она излучает свет! Очень здорово в этом разглядеть искренность.

-Ты работаешь в портретном жанре, но я заметила, что в твоем инстаграме появились фото природы, леса, не планируешь переквалифицироваться?

У меня скоро будет лекция для компании Sony на тему «Универсальность в фокусе». Буду рассказывать о том, что хорошо не замыкаться только в одном жанре, а стоит пробовать себя в разных направлениях - одно помогает развиваться другому. При этом развитие может выходить за рамки фотографии.

О фотографиях природы: это попытка передать больше ощущений от места, показать изменчивость, движение мира. Своего рода портрет дышащего леса.

Еще мне интересна арт-фотография. Совсем недавно напечатал свой первый проект для фестиваля «PHOTOVISA», который ежегодно проводится в Краснодаре. Туда я попал благодаря Елене Суховеевой, которая просветила меня в этом жанре. Она автор, куратор выставки и просто хороший человек.

-О чем твой проект, поделишься с читателями?

Проект называется «Момент и вечность». Мне интересна тема их взаимосвязи, отношения, и в проекте я метафорически раскрываю это через отца и дочь. История сложилась удивительным образом, по наитию, и многие фотографии осмысленны после того как сделаны. Думаю, что каждый зритель найдет что-то свое в этих работах, я задал лишь вектор направления мысли, предоставив свободу трактовки.

-К вопросу о том, что тебя вдохновляет: книги, фильмы, музыка?

Основной мой источник вдохновения - это жизнь! Судьба очень благосклонна ко мне: встречаются невероятно прекрасные люди, о которых хочется рассказывать, я попадаю в удивительные места, которые хочется запечатлеть, а неожиданные «случайности» открывают дорогу к новым знаниям. Сейчас я увлеченно читаю Ошо, мне очень близка его философия. Музыку слушаю самую разную, в последнее время больше инструментальную, без слов. Буквально на днях в первый раз посмотрел трилогию «Матрицы» - очень круто! Я рад, что все своевременно.

-Снимаешь на Sony Alpha, как ты нашел свою камеру? Пробовал ли классику вроде Rolleiflex для съемки портретов?

Я попробовал разные камеры, и Sony очень понравились по исходным цветам, микроконтрасту, пластике. Чудесная вещь откидной дисплей и тихий режим - человек может видеть мое лицо и не вздрагивает от затвора. Такие вещи меняют процесс съемки, делают его более медитативным, интимным. Переход на линейку Sony Alpha произошел после пленочного периода. Я снимал на среднеформатный Hasselblad. К переменам подтолкнуло желание окунуться в стрит-фотографию и освободиться от вымученной постановки. Это легче сделать, когда у тебя нет ограничения в 12 кадров. К пленочной фотографии отношусь более чем уважительно, очень нравятся полутона и эстетика цвета. Вполне возможно, что я еще вернусь к пленке.

-Сейчас в интаграме появилось много профилей, где мы можем видеть одних и тех же моделей, свет, приемы – заметен тренд. Как ты относишься к понятию трендовости?

Есть очень даже вкусные тренды, и портреты есть хорошие. Тренды повышают визуальный вкус, у людей в жизни что-то становится более гармоничным, а это плюс. Но я бы не относил это к искусству. Мода - это не осознанность, проходящее.

-И в конце, что посоветуешь начинающим фотографам, которые выбрали для себя портретную съемку и хотят развиваться в этом направлении? Какую роль должен играть фотограф?

Всем начинающим главное наставление - начинайте. Важна незамутненность взгляда: пытайтесь делать свое, пусть это будет изобретение велосипеда, но вдруг вы гениальны и создадите действительно уникальную фотографию. Хорошо приступать со свежим взглядом, но после не будет вредным включиться, начать сопоставлять, узнать, что вошло в историю. Также не стоит упираться только в один портрет - например, стрит-фотография делает портретный жанр и его исполнение более разноплановым, глубоким и невымученным. Появляется понимание, где человек играет и позирует, а где – нет. Роль фотографа в умении различать фальш и стараться его не создавать.

Фотограф: Даниил Конторович

Текст: Диана Иванина