Филипп Рабачев. Фотографика и…

Если быть не похожим на других, то стоит ли объяснять зрителю свое видение? Талантливый Филипп Рабачев рассказывает о фото и графике, об уникальности и «цитировании», вдохновении и экспериментах в своем творчестве. Читатели журнала В.Д.О.Х. первыми увидят новый фоторассказ нашего героя. 

- Год назад ты начал свой проект «F.M. 1891 IN LINE». В чем заключается идея и почему такое название выбрал? 

F.M. – это Филипп Михайлович, а 1891 – перевернутая дата рождения. Изначально проект задумывался о планетах: я хотел представить зрителю 10 фотографий, связанных с планетами Солнечной системы. И первая фотография, самая простая из серии, она действительно от этого проекта, все остальные – это рассказ об авторе, то есть обо мне. В каждой карточке есть подсказки: присмотритесь, почему я выбрал тот или иной цвет, попробуйте сложить из элементов знак Зодиака – все не просто так. Мне очень интересно посмотреть, как люди реагируют на мои карточки, что они в них видят. А каждый видит свое. 

- В соц.сетях и на зарубежных сайтах твои работы очень популярны, у тебя есть свой узнаваемый стиль. Не боишься зациклиться только на этом? 

Сейчас у меня появился новый проект – фоторассказ F44.8, светлая и немного грустная история о девушке по имени Арес, которая жила двумя личностями. Многие, кто уже знаком с моими работами, считают, что это продолжение «Планет» из-за присутствующих кругов на фото, но это совсем не так. В сюжете F44.8 совершенно другая история, с отсылками на то, что происходило в моей жизни, семье, детстве и отчасти придуманные моменты. 

Буквально на прошлой неделе я отснял историю о повзрослевшей Алисе и придумал к ней рассказ, который в скором времени опубликую. Для получения эффекта «зазеркалья» я использовал зеленое бутылочное стекло, поделюсь с вами первыми кадрами. 

- Насколько при создании проекта «F.M. 1891 IN LINE» на тебя повлияли художники? 

Долгое время я снимал в портретном жанре, после этого периода я задумался над тем чтобы создать что-то свое и стал экспериментировать. Линии и фигуры возникли на снимках под впечатлением от работ Кандинского, с него все началось, он дал старт. Потом повлияли Сальвадор Дали, Марк Шагал, Альфонс Муха, Винсент Ван Гог, Леонардо да Винчи – некоторые цвета на моих фотографиях действительно позаимствованы с картин этих художников. Это «цитирование» цвета позволяет точно передать задумку. 

- Расскажи, как ты создаешь свои работы, и сколько времени на это требуется? 

Сначала я рисую скетч карандашом, потом отцифровываю. Затем идет подбор модели, визажиста, стилиста, к чему я отношусь очень тщательно: заранее встречаюсь, показываю свои идеи, чтобы они полностью погрузилась в процесс и привнесли что-то свое. Мне очень важно, чтобы был контакт, так как на съемочной площадке его налаживать некогда. Съемки провожу 1-2 раза в месяц – может редко, но метко – в остальное время я готовлюсь к ним и стараюсь все тщательно проработать. Чтобы фотография была более реалистичной, правильно падал свет в кадре, чтобы модель, фон предметы в кадре были «своими», а не скачанными с фотостоков, – я снимаю сразу все в студии. Делая кадр, я уже знаю, что будет в итоге, и скетч не дает мне уйти от первоначальной идеи. Дальнейшая обработка фотографии занимает от 1,5 до 9 часов в фотошопе – это простейшие операции, и многие удивляются, когда узнают подробности. 

- ВКонтакте у тебя стоит статус «фотографика». Я так понимаю, это и есть твой стиль? Что это за направление? 

Когда меня спрашивают, в каком жанре я работаю, то ответить не просто. Скорее всего, это компоузинг, но я предпочитаю термин фотографика, который придумал для описания своего стиля. Я делаю новые шаги и добавляю в фото простую графику, получая что-то свое, уникальное. Чужие текстуры и блики давно не использую, все рисую сам, поскольку, когда результат твой «от и до» – это непередаваемое ощущение. 

- Кроме классических визуальных приемов (композиция, свет), в некоторых твоих фотографиях я заметила интересную работу с зеркальными поверхностями, ты любишь отражения? 

Мне очень нравится наблюдать за светом, как он себя ведет, какую создает геометрию, это незаменимый ассистент. В целом очень люблю отражения, блики, то как солнце проходит через стекло или любую другую прозрачную поверхность, или же оно просто красиво рисует и тем самым дает свое нужное настроение в кадре. Блики, кстати, штука многоразовая: сделав один раз, можно сохранить их и использовать в других кадрах, что я и делаю. Конечно, есть разные фильтры, которые позволяют создавать их искусственно, это ни для кого не секрет. Но я, опять же, только за свое, только за эксперименты. Дайте свету вам помогать, и тут речь не только о солнце, речь идет о разных источниках света, тренируйтесь наблюдать. И да, телефон вам в этом очень нужный и компактный помощник. 

- Журнал В.Д.О.Х. прежде всего о людях, вдохновляющих, творческих. Я знаю, что у тебя в планах сотрудничество с художниками, поэтами, дизайнерами. Какие есть идеи, и как ты видишь такое взаимодействие? 

В свое время у меня был опыт создания обложки для музыкального альбома. В следующем году будет реализован (сейчас идет полноценная подготовка) наш совместный проект с дизайнером одежды – коллекции платьев и свитшотов с мотивами моих фотографий. Недавно отправил фотографии в Берлин, хочу выставляться в Европе и, возможно, продавать свои работы. 

Еще хочу сказать, что ВК и Instagram дают большое поле для новых знакомств и коллабораций, я всегда рад, когда мне пишут с предложениями и рассматриваю разные идеи. 

- Что тебя самого вдохновляет? Музыка, кино, картины? 

Картины, кино – это скорее «насмотренное», то, что вокруг тебя и подпитывает фантазию. Мне, например, нравится каллиграфия, что подтолкнуло на создание собственного шрифта, как раз в продолжение темы «Планет». Но на самом деле, на этот вопрос ответить очень сложно: еще год назад я бы сказал, что меня вдохновляют художники, современный арт, но сейчас я более осознанно отношусь к искусству фотографии и процессу творчества. Вполне возможно, что в данный момент меня вдохновляют отзывы, некий фидбэк от зрителя, который приводит к новым интересным работам знакомствам и сотрудничествам. Зритель видит, зритель читает, зритель вдохновляется. Просто начните и дальше сами увидите, как это интересно. 

- Ты ведешь мастер-классы, читаешь лекции, пишешь для фотожурналов. Почему для тебя это важно, и что бы ты хотел донести до других фотографов? 

Да, иногда еще провожу онлайн-обучение и пришел к тому, что большинство людей хотят «волшебной кнопки», пару экшенов или текстур с бликами, которые за них сделают всю работу. Но суть фотографии – она не в этом. Будьте оригинальными, учитесь новому, только пробуя, экспериментируя, вы поймете, как это круто. Любите то, что вы делаете, и ничего не бойтесь. Скоро я запишу небольшой бесплатный видеоурок, который, думаю, даст фотографам больше уверенности в первых шагах к творческим подвигам. 

В статьях для фотожурналов я также стараюсь дать творческий толчок, чтобы люди развивались, были выскочками и не стеснялись этого. Пора прекратить быть тысячным тиражом в океане фотографий, никто, кроме вас, не властен над вашей кистью.

https://www.instagram.com/rabachevphoto/ 

Интервью и текст: Диана Иванина

Фото: Филипп Рабачев