Реставрационная мастерская "Вещи"

О реставрации мебели и об особенностях профессии реставратора мы поговорили с Дарьей, которая работает в мастерской "Вещи".

Дарья, за что ты любишь свою мастерскую?

Сейчас мы в старой мастерской, ей уже более 15 лет. Ее основал мой учитель, Федор Германович Иванов. К нему я пришла учиться реставрации в 2013 году и осталась здесь надолго, работая сначала под его крылом. Но постепенно начала отдельную деятельность, и появилась Мастерская «Вещи».

 Мастерская большая, и это большой плюс, потому что можно хранить вещи до реставрации, после окончания работ и до отдачи заказчику, да и просто хранить любые вещи (смеется) – тут их очень много. Все эти старые вещи создают атмосферу мастерской. Люблю сам рабочий процесс и атмосферу мастерской. 

Какие есть сложности в работе реставратора? 

Главная сложность заключается в непредсказуемости. У каждого предмета  мебели свой подход, и очень важно его найти. Во-первых, это зависит от желания, а во-вторых от состояния мебели, то есть сколько раз и кто ее реставрировал. 

Какая самая старинная вещь, которую ты реставрировала?

Сейчас, как правило, вещи, которые попадаются в руки, относятся к середине XIX века. Эклектика, историзм, неоготика, второе и третье рококо. И начало XX века, либо уже модерн, ар Деко.

В чем заключается специфика работы реставратора?

У каждой вещи есть свои сложности, и очень часто бывает так, что изначально не представить, сколько может быть потрачено времени на работу – прикинешь сначала, а полезешь "ковырять", и выплывают какие-нибудь новые задачи. Но есть уже наработанные технологии, по которым ты уже понимаешь, сколько примерно материалов затратишь на реставрацию, сколько времени тебе понадобится. Хотя бывает так, что сроки реставрации увеличиваются. Бывает, сам откладываешь – не идет вещи и все – а бывают именно какие-то технические проблемы, например, утраты фурнитуры, а их нужно заказывать и опять же ждать. Мы сотрудничаем с мастерскими и заказываем навески, колеса, ключи и другие металлические детали, которые технически сами не можем изготовить.  Иногда приходится ждать обивочную ткань, которая приобретается под заказ. 

Расскажи про «вещи с историей», сложно работать с ними? 

 Зачастую реставрация стоит в разы дороже, чем стоит сама вещь. Вот, например, нам недавно привезли гарнитур, недорогой, но его делал дедушка заказчика. В этом случае дорога не сама вещь по стоимости, хотя вложено в нее было немало, здесь важно было восстановить память о родителях, дедушке. Для оптимизации процесса у нас в работе обычно две-три вещи параллельно, на одной что-то клеится, другая – в отделке. «Вещам с историей» мы уделяем особое внимание. 

 

Где вы берете материалы для реставрации?

Когда человек только начинает заниматься реставрацией, как только окунаешься в эту тему, то начинаешь лезть на Авито, искать мебель, чтобы либо себе оставить, либо перепродать потом. Я помню, что раньше покупала слепо, вообще все, не понимая, сколько придется вложить денег, труда и выгодно ли это для меня, окупится ли  или нет. Если подходить с умом к этому, то можно, в принципе, заработать. 

Как узнать, какая вещь ценная, а какая нет?

пНа старинной мебели, как правило, очень редко ставили клейма, поэтому нужно смотреть на состояние дерева, тип покрытия, фурнитуру, да и просто спрашивать,  откуда она. Часто можно узнать много интересного. Уже с опытом приходит понимание, стоит брать ту или иную вещь  или нет, насколько сложно будет ее восстановить, да и возможно ли это вообще. 

Каким образом вы подбираете материалы для реставрации?

Смотрим, из чего сделана вещь. В основном это дуб, орех, хвоя, зафанерованная шпоном  ценных пород дерева. С ними естественно приятно работать со всеми, я особенно люблю орех. А вообще, все люблю. Когда вещь хорошо сделана с душой, она не зависит от материала. Очень проблематично иногда бывает  подбирать подходящие вставки из того дерева, которое есть в оригинале, а на незаметные места мы можем использовать березу и хвойные породы.часто используем старое дерево, оставшееся от других проектов, если, конечно, оно не покороблено и не съедено жучком.  Фурнитуру  часто покупаем на блошиных рынках. 

IMG_6996.jpg

Как стать реставратором?

Реставратор - это достаточно специфическая профессия. И тут лишних людей не бывает. Либо тебе нравится, либо нет. Бывает такое, что человек приходит, попробует один-два раза, и понимает, что не его. Тут остаются только те, кому это действительно нравится. Когда я начинала, то приходила каждый вечер и делала все, что мне давали. Я бралась за все, и мне это было интересно. Если у тебя нет тяги к этому ремеслу, то никто тебя не научит. Да, мы в мастерской показываем азы, как точить и заправлять инструмент и другие базовые технологии, и уже на этот скелет ты должен сам наращивать какие-то знания, опыт, трудолюбие. Каждая вещь – это всегда особый творческий процесс, потому что ее можно сделать разными методами. Начинаем со снятия материала: можно отмыть, можно отшлифовать, можно отциклевать, можно снять феном – тепловой метод снятия – то есть по-разному. А если ты не хочешь, и у тебя нет желания, то даже зная какую-то технологию, ты не сделаешь ее толково.

На твой взгляд, какие самые важные качества для реставратора?

Для реставратора нужна усидчивость, внимательность, нужна кропотливость и критичное отношение к себе. Ты должен смотреть гораздо строже глазами, чем смотрит заказчик. Настойчивость также, потому что порой приходится переделывать одну и ту же вещь много раз. Гораздо сложнее и обиднее переделывать именно свои косяки, поэтому проще замедлиться, но сделать правильно, чем потом разбирать и переделывать все с начала. 

 Текст: Диана Иванина  Фото: Катя Уплисова

Текст: Диана Иванина

Фото: Катя Уплисова

Фотографии сделаны в старой мастерской, сейчас мастерская "Вещи" успела переехать в новые помещения.